Одесский музей западного и восточного искусства с самого начала своего основания формировался как классический музей, и одним из трёх его отделов изначально является отдел античного искусства. Ведь античность — это тот источник, из которого черпало вдохновение всё последующее искусство, откуда произрастало его стилевое многообразие.

Античной (от латинского слова antiques — древний) назвали итальянские гуманисты эпохи Возрождения греко-римскую культуру как самую древнюю из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне, хотя с тех пор открыты и более ранние культуры. Сохранилось как привычный синоним классической древности, т.е. того мира, в лоне которого возникла европейская цивилизация. Говоря о греческом искусстве, мы, как правило, подразумеваем классику, то есть искусство классического периода (V — 20-е гг IVв. до н.э.)

Произведения именно этого периода оказались наиболее востребованными в культурном сознании потомков и сформировали европейское представление о прекрасном и должном.

Но греческое искусство заключает в себе и такие продуктивные для будущего феномены, как «суровый стиль», «античное барокко» и др. Греко-римская античность была и остаётся школой европейских художников, какие бы «антиклассические» течения не возникали на поверхности вечной реки искусства.

Чтобы приобщить широкую публику к шедеврам античности, многие музеи мира демонстрируют гипсовые слепки, снятые с наиболее известных произведений скульптуры. Такие слепки, художественно тонированные в цвет старого мрамора, найденного в раскопках, дают достаточно точное представление о подлиннике.

Экспозиция, представленная сегодня на мраморной площадке вестибюля Одесского музея западного и восточного искусства, является первым этапом полномасштабного восстановления работы нашего античного отдела, по ряду причин не функционировавшего несколько лет. У этого отдела своя история, неотделимая от культурной жизни города последних двух веков.

Гипсовые слепки, которые составляют эту коллекцию музея, поступили в него из нескольких источников. Главное ядро собрания — те гипсовые слепки, которые стали первыми экспонатами Музея изящных искусств, открывшегося в 1867 г. при историко-филологическом факультете Императорского Новороссийского университета (ныне Одесский национальный университет им. Мечникова).

В их число входят находящиеся сегодня в экспозиции «Бельведерский торс», «Голова Зевса («Отриколи»)», «Бюст Гомера» и «Бюст Лаокоона». Все они были заказаны в 1867 г. во Франкфурте-на-Майне у мастера Антонио Ванни. Составить возможно полную коллекцию гипсовых слепков с наиболее известных произведений