Жан Бабтист Филипп Петер Роос

ИСТОРИЯ С АТРИБУЦИЕЙ КАРТИНЫ «ПЕЙЗАЖ С МЕРКУРИЕМ И БАТТОМ»

                                        ИЗ МУЗЕЙНОЙ КОЛЛЕКЦИИ     (Глебова Ирина Юрьевна, зав.экспозицией)

В постоянной экспозиции музея, в зале итальянской живописи XVII-XVIII вв., внимание зрителей неизменно привлекает внимание огромная картина (холст, масло, 165 х 250 см) с изображением группы животных на фоне пейзажа с двумя фигурками людей на заднем плане. Ее сюжет никогда не вызывал сомнений – картина относится к так называемому мифологическому пейзажу, распространившемуся в западноевропейской живописи XVII века под влиянием Никола Пуссена. Вверху слева художник изобразил персонажей известного мифа, изложенного Овидием в его «Метаморфозах»: бог Меркурий, едва родившись, похитил у Аполлона, стерегущего стадо царя Адмета, пятнадцать коров. Привязав к их ногам ветки, чтобы замести следы, он быстро погнал коров к Пелопонессу, но по дороге встретил пастуха Батта. Опасаясь, что Батт выдаст его Аполлону, Меркурий предложил в обмен на молчание лучшую корову из украденного им стада. Пастух заверил, что скорее камень выдаст Меркурия, чем он. Некоторое время спустя Меркурий, изменив внешность и притворившись владельцем угнанного стада, снова явился к Батту и решил испытать его на верность данного им слова. Он пообещал пастуху быка с теленком, если тот расскажет, куда угнали коров. Немного поколебавшись, Батт нарушил клятву и показал направление, в котором было уведено стадо. За это разгневанный Меркурий превратил его в скалу, чтобы он вечно молчал и помнил, что надо держать данное слово. Однако подлинными героями картины являются не Меркурий и Батт, а козы и овцы на переднем плане, изображенные с удивительным мастерством.

Если с сюжетом картины все ясно, то с ее авторством дело обстояло сложнее. Первое упоминание об этом полотне находится в инвентарной книге, где оно числится среди обнаруженных в 1945 г. произведений, сохранившихся в музее после оккупации. История поступления картины в музейную коллекцию неизвестна, как был неизвестен и ее автор.

В конце 1950-х гг. «Пейзаж с Меркурием и Баттом» попал в поле зрения Ирины Владимировны Линник, ведущего научного сотрудника Государственного Эрмитажа, известного специалиста по голландской живописи XVII века. Она предположила, что картина написана голландским художником Питером Мулиром Младшим (1637-1701), по прозвищу Пьетро Темпеста, которое он получил в годы проживания в Италии (ит. tempestа – гроза, шторм, часто изображаемые в его маринах). Среди работ Пьетро Темпеста довольно часто встречаются и пейзажи с домашними животными.

Под этим авторством «Пейзаж с Меркурием и Баттом» экспонировался почти полвека. Авторитет И.В.Линник, которой принадлежит бесспорная атрибуция двух полотен знаменитого Франса Хальса «Евангелист Лука» и «Евангелист Матфей» из музейной коллекции, не позволял усомниться и в определении автора этого пейзажа. Однако и «великие» имеют право на ошибку, тем более в такой тонкой области, как атрибуирование старинных картин. В последние годы несколько известных искусствоведов во время своих визитов в наш музей выражали сомнение в авторстве Пьетро Темпеста. Среди них, в первую очередь, надо назвать доктора Петера ван ден Бринка (музей Сюрмонда-Людвига, Аахен, Германия), Елену Живкову (Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, Киев, Украина), доктора Йозефа Грабски (IRSA Institute, Краков, Польша).  Отмечая высокий художественный уровень картины, они называли имя другого художника в качестве предполагаемого автора – Розу ди Тиволи, современника Пьетро Темпеста, одного из талантливых и плодовитых живописцев итальянской школы второй половины XVII века. Дальнейшее исследование картины подтвердило мнение искусствоведов. Сравнение «Пейзажа с Меркурием и Батом» с подлинными картинами Розы ди Тиволи обнаруживает, прежде всего, общность композиций: в большинстве своих произведений мастер перегружает передний план изображениями домашних животных, а пейзажу отводит весьма скромное место. Характерными являются также контрастность освещения и  способ изображения животных, свободно и широко написанных.

Настоящая фамилия Розы ди Тиволи, немецкого по происхождению художника – Филипп Петер Роос (1675-1705). Он родился во Франкфурте-на-Майне и был старшим сыном известного живописца и гравера Иоганна Генриха Рооса, придворного художника курфюрста Пфальца Карла Людвига. Как и отец, Филипп Петер Роос посвятил свое творчество изображениям домашних животных на фоне пейзажей. В 20 лет он отправился в Рим, где совершенствовал свое живописное мастерство. Здесь он учился у художника Джачинто Бранди, на дочери которого женился в 1681 году, приняв перед этим католичество. Впоследствии художник с семьей проживал в Тиволи, городке в окрестностях Рима, где купил дом, сохранившийся до сих пор. Местные жители называли его Роза ди Тиволи (Роза из Тиволи), а дом – «Ноевым ковчегом», так как художник покупал и приводил в дом множество животных – коз, овец, телят, собак. Они служили ему моделями для многочисленных картин.

За свою быструю и легкую технику Роза ди Тиволи (под этим именем он вошел в историю итальянского искусства XVII в.) получил от своих друзей по «Клике живописцев», ассоциации северных художников в Риме, еще одно прозвище – «Меркурий». Подобно легкокрылому античному богу, летавшему между Олимпом и землей, Роза ди Тиволи создавал свои картины легко и без излишнего напряжения. Они написаны широкими мазками, замечательны по рисунку, интересны по композиции, но, как отмечают исследователи его творчества, много теряют от присущего им, как правило, тяжелого коричневого тона. Художник никогда не подписывал и не датировал свои картины, что делает очень сложной попытку установить хронологию его произведений,  однако известно, что к концу своей жизни, в 1690-е годы, он выполнял масштабные полотна с панорамными пейзажами и ярко освещенными группами животных на переднем плане. Образцом подобного пейзажа и является музейная картина, подлинными героями которой являются не Меркурий и Батт, а козы и овцы на переднем плане. Роза ди Тиволи передал их с большой выразительностью и симпатией, за что современники  называли его «портретистом животных». Есть в картине и одна особенность: фрагмент на заднем плане справа, с изображением коров, производит впечатление незавершенного или написанного другой рукой.

В 1683 г. Роза ди Тиволи стал членом Папской Академии изобразительных искусств и литературы, что говорит о признании его творчества. В настоящее время картины живописца хранятся в музеях Вены, Дрездена, Рима, Касселя, Санкт-Петербурга. У него было семеро детей; один из сыновей, Якоб Роос по прозвищу Роза ди Наполи (1682-1730), стал довольно известным художником, работавшим в стиле отца.

Переатрибуция «Пейзажа с Меркурием и Баттом» показывает, как полезны и важны контакты с коллегами из отечественных и зарубежных музеев для установления истины, за что мы выражаем им свою благодарность.

Западноевропейское искусство