ЛЮСЬЕН ДУЛЬФАН
▪️ Мастер и маг ▪️

Во многих коллекциях и домах Одессы хранятся картины Люсьена Дульфана, созданные в 1960-80-х годах, однако одесский зритель не так часто может видеть произведения американского периода художника. Дульфан, иммигрировав в Америку в 1990 году, поселился в Нью-Йорке и достаточно успешно продолжил свою художественную практику. Однако редкие его произведения пересекали океан, и Люсьен оказался вырезанным из контекста украинского современного искусства. Причины такого забвения кроются не столько в расстоянии, сколько в художественной ситуации города последних тридцати лет, когда имя Люсьена-художника было вытеснено на периферию богемного фольклора.

Последняя одесская выставка мастера состоялась в 1989 году в Музее западного и восточного искусства. Очевидцы запомнили это событие как скандальное, начиная с вернисажа и заканчивая комментариями посетителей музея в книге отзывов. Зритель не всегда готов столкнуться с пульсирующими витальными образами произведений Люсьена, его картины часто вызывают негодование. Тем не менее, перед отъездом Люсьена, Одесским художественным музеем были закуплены две работы художника, одна из которых – «Поцелуй Иуды», представляет центральный сюжет в искусстве Дульфана, разрабатываемый художником еще с 70-х годов и, безусловно, вдохновленный знаменитым одноименным полотном Караваджо из собрания Музея западного и восточного искусства. «Поцелуй Иуды» Люсьена наполнен универсальными образами, которые лишены индивидуальных признаков, персонажи представлены равными. Каждый может быть мессией и каждый может быть предателем, каждая медаль имеет две стороны – таково размышление художника о человеческой природе. Со временем сюжет «Поцелуя Иуды» трансформируется в серию «Kiss», несколько работ из которой представлены на нынешней выставке в Музее западного и восточного искусства.

Дульфан владеет особой живописной техникой, которую отличает фактурность, многослойность, пастозность, — однако красочный слой от этого избытка материала не становится чрезмерным и глухим. Мастер выдерживает технологию, его живопись приобретает «свечение» изнутри, красочный слой неуловимо мерцает, словно блики света на водной глади. Внимание к отношениям оттенков белого в колорите говорит о применении живописных принципов учителя Люсьена Дульфана по Одесскому художественному училищу – Дины Фруминой. Выпускников мастерской Фруминой объединяет особое мастерство владения белым цветом, что стало узнаваемой чертой в искусстве одесских нонконформистов. Художница в педагогической практике была медиатором между своими учителями — одесскими модернистами первой трети 20 века – Теофилом Фраерманом, Моисеем Муцельмахером и своими учениками – художниками поколения 60-х.
Красота, эстетика, гармония в произведениях Люсьена, магия цветовых отношений, -создают особое метафизическое пространство его полотен. Мифологичность тем и глубина образов влекут за собой фантасмагорию. Особое место в его искусстве занимает тема города, который предстает стихией, способной принять и изгнать из своего тела художника, город, которому необходимо послушание. Символом этого города становится образ памятника основателю Одессы Дюку де Ришелье на Приморском бульваре. В многочисленной городской серии фигура Дюка изображается со спины и кажется, будто он отвернулся от зрителя. Дульфан намеренно использует эту точку зрения, ведь она открывает перспективу обозрения бескрайнего свето-воздушного пространства, в котором соединяются море и небо. Это пространство предстает аллегорией свободы, оказаться в его поле-значит выйти из несвободы города.
Дульфану удается добиться расширения пространства не только с помощью изображения простора. Прием, характерный для Теофила Фраермана в натюрмортах и «интерьерах», близок и Люсьену — это изображение «картины в картине», «изображения в изображении». Дульфан успешно применяет этот прием в многолетней серии «Окна»,
которая представлена на нынешней выставке в Музее западного и восточного искусства. Ее характерная черта — синтез пейзажа и натюрморта, где пейзаж- это та самая свето-воздушная среда с вкраплением объектов, которые обозначают плоскость окна. Натюрморт представлен соотношением предметов на подоконнике, которые так же, как и пространство за окном, образуют свой космос.

Выставка «Люсьен» ставит своей целью расширить художественное поле Одессы, вернуть имя классика в историю украинского искусства и представить зрителю образцы живописного и эстетического поиска.

Anna Aliyeva, искусствовед, куратор.

Открытие выставки ✨14 ноября в ⏳18:00

Выставка продлится с 14 ноября по 3 декабря 2019 года на локации музея Regtime

Музей работает ежедневно с 10:00 до 17:30 (билет на выставку можно приобрести в кассе музея до 16:30)
🏷Билет: 40 / 25 / 30 грн
☎️ 724 — 67 — 47
▪️
#WEart_museum #ЛусьенДульфан #Regtime